Яблочко Редьковское да молодильное…

Яблоко от яблони недалеко падает, и поскольку о самом яблоневом растении человек сложил немало легенд и преданий, то и плоды его он своим вниманием не обошел. Ох, и непросты же эти плоды! Ох, и широка же «амплитуда» их действия! Яблоко способно искушать и выступать знаком любви, служить гарантом вечной молодости и провоцировать на ссору. Так, яблоко с надписью «Прекраснейшей», брошенное богиней раздора Эридой в гостей, приглашенных на свадьбу Пелея и Фетиды, как утверждает Гомер в поэме «Троя», явилось одним из поводов начала кровопролитной Троянской войны. Именно плоды яблони, а не какого другого древа, вкусили на свою беду наши прародители. За что и были отправлены на землю: Адам – в поте лица добывать хлеб насущный, Ева – в мучениях рожать детей. А ведь могли бы, не будь того самого яблочка, наслаждаться безбедной райской жизнью! Правда, и нас с вами тогда бы не было…

В 1928 (или в 1929) году академик Н. Вавилов, основатель теории происхождения культурных видов растений от диких видов, приехав с экспедицией в Заилийский Алатау, так описал свои впечатления: «Мы находимся в замечательном генетическом центре происхождения яблок мира, некоторые формы настолько хороши, что их можно сейчас перенести в сад». Собственно говоря, с этого и началось признание казахстанской яблони во всем мире. Хотя, как сообщает Биологический словарь Академии наук СССР, появилась дикая яблонька гораздо раньше своего признания – 165 млн. лет тому назад. Впрочем, и академик Вавилов не был первым, кто обратил внимание на казахстанскую «дичку» – «право первого взгляда» принадлежит петербургскому ботанику Иоганну Сиверсу, который еще в 1796 году написал: «Здесь я встретил разнообразие яблок, похожих на наши рязанские яблоки яйцевидной формы». После чего безымянная дикая яблоня стала называться яблоней Сиверса. Со временем дикие яблоневые деревья, произрастающие в предгорьях Жетысуйских хребтов, начали облагораживаться, появились культурные сорта яблок, среди которых были и промышленные, завоевавшие признание на российском рынке: Пармен золотой, Кандиль синап, Бельфлер желтый, Кальвиль красный, ранеты Ландсберга, Обердика, Орлеанский и другие. Вкусные, неприхотливые, прекрасно переносящие длительное хранение и дальние транспортировки яблочки! Но был среди всех этих сортов тот самый, о красоте, вкусе и аромате которого ни в сказке, ни в были – не сказать. Разве что в стихах… Гордость отечественного садоводства, эмблема Семиречья – ментальное и брутальное яблоко, от одного вида которого дух захватывает, – конечно же, это апорт. А лучше так – Апорт.

Апорт Александр, Апорт Верненский, Апорт Алмаатинский, Апорт Кроваво-красный, но чаще всего просто Апорт, имеет свою славную биографию. Первые упоминания об Апорте, относящиеся еще к 1175 году, были обнаружены в монастырских архивных документах. В этих документах говорится, что новый сорт яблок был завезен в Царство Польское из города Порта Османской империи. Отсюда и название яблок – допорт (позже – апорт). Сорт, уже тогда отличавшийся замечательными (но еще не уникальными!) характеристиками от других сортов, быстро распространился по всему Царству. По другой версии, Апорт был известен в XII веке, но в первую очередь не в Польше, а на Украине. Апорт – по национальности украинец – утверждает украинский помолог Л. Смиринеко. А вот российский сортовод и селекционер А. Болотов, описавший в 1779 году 500 сортов яблок, указывал, что уже в то время Апорт выращивали в садах средней и южной полосы России. Вот и поди ж тут, разберись, откуда родом это поистине королевское яблоко! Однако по-настоящему прославил это яблоко, а заодно и свое имя простой русский мужик, бывший крепостной Егор Редько родом из Осторогожского уезда Воронежской губернии. Редько приехал в Семиреченский край в 1865 году в числе других российских переселенцев. Среди всего его немногочисленного скарба были предметы, представлявшие для крестьянина наибольшую ценность – кадушки с саженцами Апорта, которые он берег, как зеницу ока, в течение целого года, пока добирался до Верного. И ведь сберег! Высадил саженцы в землю предгорий Заилийского Алатау, на берегу Малой Алмаатинки, а заодно привил несколько черенков к обычной дичке. Когда же саженцы стали деревьями, а деревья дали плоды, садовник Егор не поверил своим глазам. Ничем не примечательный в Воронежской губернии Апорт в условиях нашего уникального климата, щедрого солнышка преобразился и похорошел до неузнаваемости. Гладкие блестящие упругие бока, красная-прекрасная окраска, гигантские размеры, исключительный, непередаваемый вкус. Много чудес повидал Редько на своем веку, но чтобы такое!

И наполнилась Семиреченская земля слухом о чуде чудесном – «редьковском яблоке», и долетел тот слух до самого губернатора города Верного Герасима Алексеевича Колпаковского – человека на все хорошее новое отзывчивого. Оценил он новый сорт яблони, посмаковал чудо-яблочки, а радивого мужичонка не только похвалил, но даже и наградил большой золотой медалью. Правда, «редьковское яблоко» приказал переименовать в Верненское. Но молва еще долго продолжала звать-величать то яблочко «редьковским». Впрочем, не все ли равно, как называлось оно – главное, что именно это яблоко и создало славу Верного как плодового центра.

В 1900 году яблоки сорта Верненский Апорт экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили там самую высокую оценку специалистов. В 1905 году на большой Семиреченской выставке, где было представлено 64 сорта яблок, лучшим был назван Апорт, а его производители удостоились высших наград. В 1908 году в Германии, на Мангеймской выставке плодов, яблоки сорта Апорт, представленные Верненским училищем садоводства, получили восторженное одобрение публики. Это был, действительно, золотой век яблок Апорта. Верненские власти уделяли огромное внимание культивированию Апорта. В верненских и окружающих город плодовых садах преобладала монокультура яблони, а из сортов, безусловно, Верненский Апорт. Районированием культуры занималось училище садоводства Верного, а позже крупный частный плодовый питомник, созданный садоводом-селекционером Н. Т. Моисеевым. Привлекательный внешний вид, отменные вкусовые качества, потрясающий аромат Апорта – все это способствовало тому, что вскоре он занял ведущее место в плодоторговле Семиречья.

В 1910 году генерал П. Краснов в своем очерке «Кинематограф» так описывал удивительные плоды: «Как щебень в России сложен правильными кубами, так здесь в садах навалены громадные яблоки, каждое с голову ребенка, каждое фунта 2 весом. И от них по всей окрестности стоит здоровый крепкий медвяный яблочный аромат. Восемь гривен воз – дешевле песку, 8 копеек сотня эти дивные, сладкие ароматные яблоки…». Плоды вывозили гужевым транспортом за 700 и более верст в Сибирь и на юг – к железнодорожным станциям, а некоторые коммерсанты отправляли его почтовыми посылками. Саженцы Апорта отправляли даже в Западный Китай. Вот было время – яблоки шли из Верного в Китай, а не наоборот – из Китая в Алматы!

Сегодня яблоки сорта Апорт наверняка могли бы стать одной из статей казахстанского экспорта и приносить реальный доход: ведь нигде в мире больше не растут такие яблони. Но с приходом рынка в Семиречье закончился не только золотой век Апорта, но и сам Апорт. Остались только изображения Апорта-красавца – в граните, на картинах художников, билбордах. Изображения-то есть – а яблока нет! Былая слава «редьковского яблока», Верненского, а потом и Алмаатинского Апорта, ушла в небытие вместе с грузовиком порубленных на дрова яблонь…

Как же случилось, что лучшее в мире яблоко, олицетворение Алма-Аты, исчезло? Ведь это произошло не в одночасье – по данным переписи 1970 года, в Алмаатинской области произрастало 3 миллиона 36 тысяч 346 деревьев Апорта, а по данным 1984 – всего 1 миллион 418 тысяч 988. С каждым последующим годом их становилось все меньше. Специалисты говорят о 16 причинах вымирания Апорта, и в основе всех этих причин – человек. Именно человек в наступившую эпоху «рыночных преобразований» под маркой окультуривания горных территорий, начал варварски вырубать реликтовые сады, нанося тем самым непоправимый урон экосистеме и насильно вытесняя из нее Апорт. Человек по-дилетантски полагал, что Апорт можно «спустить» из престижных «верхних» зон в непрестижные «нижние». Он ошибся. Это другие сорта яблок могут «жить» там, где человек им укажет. Апорт – никогда, Апорт будет жить только в «апортовой зоне». Дерево Апорта не даст качественных плодов ниже 950 и выше 1 250 м. над уровнем моря. Если выше, ему не хватит тепла, ниже – не хватит прохлады.

Мало того, что Апорт переселили на губительные для него земли, так еще и стали «гнать» валовый сбор. Черенки для выращивания саженцев заготавливались не с отборных маточных деревьев Апорта, а с деревьев, имеющих хороший прирост, зачастую малоценных клонов. Одним словом, все было сделано для того, чтобы ухудшилось общее состояние деревьев, усилилась их поражаемость бактериальным ожогом, цитоспорозом, другими заболеваниями. Апорт в общей массе измельчал, выход товарных плодов не превышал 20-25%. Человек перестал восхищаться красавцем-яблоком и видеть в нем природное чудо. Вот и получили, в конце концов, то, что ничего не получили.

Молодое поколение алматинцев, к сожалению, может судить о тех великолепных яблоках только по восторженным воспоминаниям пап и мам, бабушек и дедушек, рассказывающих (верить или нет?), что одного яблока Апорта хватало на то, чтобы на большую часть дня утолить голод. Да я и сама помню, с какой гордостью везли алмаатинцы это ароматное сокровище своим родственникам, знакомым во все уголки некогда огромной страны. О лучшем гостинце, пожалуй, нельзя было и мечтать. Огромные плоды-красавцы, как писал Юрий Домбровский, «лакированные, как ярмарочные матрешки, расписанные мазками, пятнами, какими-то вихрями света и зелени» становились украшением самого изысканного стола. Надкусываешь – в лицо бьет струей искристый игольчатый сок молодильного яблочка.

Возродить алмаатинский Апорт в том виде, каким он был лет тридцать назад – значит, вручить Алматы ее некогда утерянную визитную карточку и вернуть наш город на мировой рынок. В этом никто из людей, знававших вкус прекрасного казахстанского плода, не станет сомневаться.

…Праздник Преображение Господне в народе называют еще Яблочным Спасом. В один из дней августа освещаются плоды яблок, после чего их разрешается употреблять в пищу. Благословенная Богом природа выражает Создателю свою благодарность. Спасем, возродим Апорт – и не будем ждать от природы благодарности. Просто исправим собственные ошибки, которые иначе, как грубыми, не назовешь…

Автор статьи: Наталья Селиванова

#апорт #редьковское яблочко# колпаковакий #эмблемаалматы #аок