Проект памяти Ольги Суздалевой

Друзья! В этом году от нас ушла Ольга Суздалева.

Да, лидер отрасли! Но только ли? Она была необыкновенной женщиной — светлой, сердечной, человечной. Сразу после ухода Ольги многие из нас стали говорить об увековечивании памяти о ней. Сегодня, когда прошел шок, самое время этим заняться.
Команда АОК! Давайте обсудим всем нашим сообществом проект Памяти Ольги Суздалевой. На обсуждение выносится четыре инициативы.
1. Конкурс на лучший информационный указатель «Розы Ольги Суздалевой». Указатели победителей будут установлены в цветниках с розами Ольги Суздалевой. Конкурс будет приурочен к X Юбилейной Конференции АОК и пройдет в рамках Премии AOK’LD AWARD.
2. Электронная книга «Пока мы помним – ты жива». В книгу войдут воспоминания об Ольге Суздалевой ее родных, друзей, рабочих, коллег по АОК, да и вообще всех желающих.
3. Внеконкурсный выставочный «Сад Ольги Суздалевой» на ландшафтном фестивале Almaty Garden Show в сентябре 2023. Могут принять участие все желающие.
4. Выдвижение инициативы о присвоении имени Ольги Суздалевой улице в поселке Балтабай, на которой находятся родительский и производственный дома, питомник Ольги Суздалевой.
Друзья! О каждой из четырех инициатив мы расскажем более обстоятельно в следующих публикациях. А пока вступайте в обсуждение проекта.
Поделитесь своими воспоминаниями о нашем ласковом солнышке, нашей любимице, хлебосольной и щедрой хозяйке Ольге Суздалевой, присылайте фотографии с Ольгой и ее розами – они войдут в книгу.


НАТАЛЬЯ СЕЛИВАНОВА, коллега, подруга.

«Девочке нашей, точно, больше века», – услышала я голос Ольги Васильевны, открывая дверь в офис на Байзакова. Удивилась: ничего себе у них «девочки» – в офисе, интересно, или в балтабайской бригаде?
А не там и не там! Ольга Суздалева вдохновенно рассказывала о Яблоне-долгожительнице, с которой она «познакомилась» в ущелье Бель-Булак, недалеко от Талгара. На растрескавшейся от зноя земле, среди жухлой травы, чахлых кустарников – настоящий оазис: прозрачный родник, а рядом могучая – в одни руки и не обхватить – яблоня. Да еще и деток произвела, и плоды дала. Это же реликт, природное достояние страны, ее в Красную книгу нужно! Не дышать на нее! А между тем, – сокрушалась рассказчица, – до нас под ней «отдохнули» люди, оставив груды мусора. Но ничего: мы рукава засучили, перчатки, мешки из багажника достали – и за уборку! Прости нас, людей, яблонька!
– И что – услышала вас яблонька?
– Могу сказать с уверенностью: отреагировала. Фотографируя дерево, я неожиданно увидела в объективе пульсирующий, с неровными краями шар. Яблонька подала нам знак…
С тех пор Ольга Васильевна стала навещать ту яблоньку с такими же волонтерами, как и сама. Ухаживали за ней, поливали, очищали от мусора.
Волонтерство в природе Ольги – раздавать, дарить, угощать, помогать, заботиться… Хотела сказать, что это и было для нее счастьем, но про счастье, пожалуй, воздержусь. Счастье – кульминация, подъем. Для Ольги же все было ровно: помогать – ее норма жизни.
Откуда такая душевность? Из семьи, особенно от мамы Клавдии Борзихиной, красавицы, певуньи, плясуньи, женщины мудрой, щедрой, человечной. В голодное послевоенное время, когда и самим приходилось туго, семья Борзихиных приютила мальчика Лешу, спасла от голода-холода. Так и появился у них еще один ребенок – сын для родителей, брат для детей. Дружили потом всю жизнь. И подобных историй – целый семейный архив!
Мне никогда больше не приходилось сталкиваться со столь мощной, потрясающе трогательной связью между матерью и дочерью, какая была между Ольгой и Клавдией Васильевной! Запомнилась одна Ольгина история. Уезжая в город из Балтабая и проезжая мимо окон маминого дома, она всегда сигналила на прощание. И Клавдия Васильевна неизменно ждала этого «пока, родная!». А однажды, видимо, не услышала. Звонит дочери, а та уже по трассе едет: Оленька, ты почему со мной не попрощалась? Оленька разворачивается и назад в Балтабай. И снова мимо мамочкиных окон, и снова «пока, родная!»… Рассказывает, а у самой слезы. И у меня тоже.
Все лучшее – от мамы. И от земли. В 60-е годы семья приехала из Сибири в Казахстан, остановились в Балтабае. Дивное место! И как много вокруг яблок! Яблоки даже в арыках с пенистой чистой водой, подпрыгивают, как мячики, и уносятся куда-то в неизвестность. Удивительно! «Вот тогда я и поняла, что если есть рай на земле, то он здесь, в Балтабае», – вспоминала Ольга через много-много лет, будучи руководителем большого КХ. Стали обустраиваться в раю. Построили дом. И сад яблоневый райский разбили, и розовый питомик заложили. Сегодня розы Ольги Суздалевой – это бренд. А начинался он со 140 розовых кустарников. Розарий закладывали вместе с мамочкой – подругой, соратницей, солнышком.
Сильная, волевая, целеустремленная, Ольга Васильевна Суздалева многое успела сделать в жизни. Успела воплотить и какие-то свои мечты. Последняя воплощенная мечта – камин в производственном домике. Незадолго до Нового, 2023 года, мы сидели с ней на диванчике у новенького камина, смотрели на огонь, пили вино. Ольга рассказывала, рассказывала, рассказывала… Я слушала. Полумрак, тихо и тепло, сладко и благостно… Моей подруге оставалось два месяца жизни…


Гульзада Калдыбаева, директор ТОО «Грин Ланд».

Умом понимаю: Ольги Суздалевой нет. А сердце не соглашается: с нами она, Королева роз, с нами! Каждый день, глядя на свои объекты, озелененные розовыми кустарниками Ольги Васильевны, я благодарю ее за эту потрясающую и живую красоту. Не ушла, значит, она от нас – всегда рядом, как эти прекрасные розы…
Алматы, во многом благодаря розам Ольги Суздалевой, становится городом-парком. Только одна моя компания и только в 2023 году высадила 16 тысяч (!) роз, в том числе сорта Нок Аут. Парк Первого Президента РК утопает в Нок Аут: ‘Дубль’, ‘Санни’, ‘Пинк’, ‘Уайт’… А есть ведь еще и другие сорта! Цветники разбиты по годам, начиная с 2019. За пять лет – целая розовая империя!
Розы Суздалевой украшают и другие мои объекты: партерную зону Центрального парка, площади вокруг «Нурлытау» и «Халык Арены» – объекта, который я получила в этом году. Здесь, на 2240 кв. м, – около 9 тысяч роз! Низенькие, хрупкие первогодки, на следующий год они станут крепкими и сильными, эффектно заиграют красками!.. А сколько суздалевских цветников по городу: на развязках, газонах, площадях!
С чего начиналось мое партнерство с Ольгой Васильевной? С удивления и восхищения. Я выиграла тендер. Но денег не было. Отправилась в офис к Ольге Суздалевой, с которой тогда еще не была знакома. Рассказала все, так, мол, и так. Дадите розы в долг? Появятся деньги – сразу же рассчитаюсь.
– Гуленька, конечно же, дам! А расписки и договоры – ну их!
– Ольга Васильевна, как же так? Незнакомому человеку, без каких-либо гарантий…
– Почему незнакомому? Мы же познакомились! Да и глаза ваши вижу – чистейший человек…
Вот в этом была она вся – естественная, искренняя… Так и завязалось наше партнерство: на дружбе, доверии, симпатии… Кто-то из великих сказал, что «самое лучшее на земле – цветы и дети». Это про нее, про Ольгу, доброго, доверчивого большого ребенка.
Нок Ауты были ее любимцами. И моими, кстати, тоже. Мы продвигали их при каждом удобном случае. Помню лето 2018 года. В Алматы – Международная ландшафтная конференция «Задачи зеленого строительства и ландшафтной архитектуры в условиях современного мегаполиса». Участники – интересные гости из дальнего и ближнего зарубежья: Франции, Нидерландов, Бельгии, Турции, России, Беларуси, Узбекистана, Кыргызстана, Азербайджана, а также наши отечественные профессионалы, которые приготовили познавательные и полезные доклады.
Накануне в парке Первого Президента на 100 кв. м. мы рискнули в ИЮЛЕ высадить Нок Ауты. Будь что будет! Высадили. Привезли в парк гостей полюбоваться на Нок Ауты, а жара несколько дней подряд +40°С и выше. Они цветут себе вовсю, еще и благоухают. Вот поразились тогда гости (да и мы, рисковые головы, тоже) их выносливости! Дизайнер из Тюмени Светлана Гаврилова потом написала в сетях: «Нок Ауты, пышно цветущие в настоящей адовой печке, – сильнейшее потрясение за мои последние 5–7 лет!!!». Именно тогда Ольга Суздалева и подписала несколько международных контрактов на сорт Нок Аут!
Еще одно воспоминание. В Усть-Каменогорске в формате Дня города был устроен праздник Алматинской улицы. Ну а Алматы в знак благодарности решил преподнести устькаменогорцам двухметровую гранитную скульптуру яблока. К акции присоединилась Ольга Васильевна. От нее – саженцы Максата – сорта, который на тот момент был только что выведен Евгением Михайловичем Сальниковым в ее питомнике. Гранитное яблоко – прекрасно. Но живое – лучше. Просто потому, что живое…
Я счастлива, что была знакома с необыкновенным, светлым человеком Ольгой Васильевной Суздалевой. Жалею, что встречалась с ней реже, чем могла бы. Не нашлось времени съездить к ее подопечной яблоньке в Талгарское ущелье. Не смогла прийти на встречу профессионалов в ее последний февраль. Такие офисные встречи – традиция, введенная Ольгой, – деловой разговор представителей отрасли, обмен мнениями. И обязательно щедрое угощение – «мантики», замороженные клубника и малина, томатный сок собственного производства…
О чем мечтаю? Еще с Ольгой Васильевной мы начали пробивать проект «Дом роз». В парке Первого Президента на круглой площадке – около 1 га – цветники из всех имеющихся в питомнике Ольги Суздалевой сортов роз. В каждом цветнике – указатель. Композицию дополняют скамейки и фонтаны. Сегодня, как никогда, я полна решимости добиться разрешения на реализацию нашего общего проекта. Только в название внесу корректировку «Дом роз Ольги Суздалевой»…


Письмо сына о маме

Дорогая моя мамочка, после того как тебя ни стало, я понял, что ближе родней человека в моей жизни не было, я имея семью и детей в один миг стал сиротой, мне так больно, что я не сказал тебе так много прекрасных слов, что я так мало уделял тебе внимания, мы часто думаем, что потом ещё будет время просто поговорить, но заботы этого мира поглощают нас и мы очень мало уделяем времени своим мамам, дорогие друзья не совершайте этой ошибки, дарите любовь, говорите самые красивые слова, проявляйте свою заботу сейчас, потом будет поздно. Дорогая моя мамочка, прости меня, я был не лучший сын.


Куаныш Абылай

С тяжелым сердцем и теплыми воспоминаниями я хочу поделиться моими мыслями о чудесной душе, которая покинула нас. Любовь Ольги Васильевны к розам была не просто хобби, это была страсть, через которую она делилась красотой и радостью с каждым, кто оказывался рядом. Ее сад был отражением ее души – ярким, живым и всегда расцветающим, несмотря на все жизненные бури.

Быть гостем в ее фазенде было похоже на визит к давнему другу, где тебя всегда встречали с распростертыми объятиями и сердцем, полным любви. Мы приезжали выбирать розы для своего объекта, мы были нечастыми гостями, но теплота ее ощущалась по тому, как она относилась к своему персоналу. Независимо от того, сколько времени вы провели в ее компании, она заставляла вас чувствовать себя как дома, кормила не только пищей для тела, но и теплотой для души. Ее гостеприимство было безграничным, а доброта – бесконечной.

 

Ее наследие живет в каждом цветке, который она когда-то посадила, в каждом сердце, которого она коснулась и в каждом воспоминании, которое мы бережно храним…


Наталья Любчанская

Печально, когда люди с особенной, теплой энергетикой, щедрой душой и сердцем, полным любви ко всему живому, уходят рано и внезапно. Кто знает, может, это потому, что их миссия на земле выполнена, и они теперь нужнее где-то в иных измерениях. Ольгу Васильевну я запомнила всегда активной, включенной в несколько дел сразу, очень мило и трогательно суетящейся, всех направляющей и обо всех заботящейся. Каждый раз, приходя к ней в офис за саженцами роз или плодовых деревьев для своего сада, я уходила еще и с охапкой угощений и с позитивом, которым она щедро делилась.

 

Сейчас мне напоминают об Ольге Суздалевой бурно и дружно цветущие у меня во дворе на клумбе розы ее любимого сорта Нок Аут и неторопливо набирающие силу плодовые деревья, которые она сама выбирала для нас в своем питомнике. Смотрю на них и вспоминаю ее широкую улыбку…

 

 


Роза Лебедева (Юсупова), бригадир

 

Я пишу от лица всех рабочих бригады КХ «Суздалева О. В.». С Ольгой Васильевной мы работали много лет: кто-то 25, кто-то – 12 и т.д. Она была очень добрым и душевным человеком с большой буквы! Она всегда объясняла нам, как нужно прополоть шиповник, плодовые саженцы и, конечно же, розы. Кого-то из нас научила окулировать, прививать розу на шиповник. И всегда говорила, что нужно свой участок сдавать «под ключ».

 

Ольга Васильевна собрала нашу бригаду из разных национальностей: казахов, русских, турков, чеченцев, татар, уйгуров, немцев, корейцев, дунган, поляков, греков. Вот такая получилась интернациональная бригада! Ко всем находила свой подход. И если у людей были проблемы со здоровьем или финансовые, она обязательно помогала морально и финансово. Сопереживала, если у кого-то из нас случалось горе – всегда была опорой и поддержкой.

Приучила нас, девчат, к тому, чтобы на ее день рождения мы от трассы до поля собирали мусор. Это для нее было лучшим подарком.

Была гостеприимной хозяйкой. К нам приезжали из разных уголков страны, она была всем рада и встречала людей на полевом стане с распростертыми объятиями: поила кофе, чаем, угощала своим знаменитым борщом, собственными фруктами и овощами без ГМО. Гордилась, что первая в Алматинской области, да что в области – в Казахстане (!) официально перешла по специальной программе на органическое земледелие, выращивание яблок, груш, абрикосов, вишни, черешни, смородины, земляники и т.д.

Розами Ольги Васильевны Суздалевой восхищались в Казахстане и за рубежом. Особенностью продукции было ее отменное качество. С каждым клиентом работала индивидуально и предлагала те или иные саженцы, в зависимости от региона их дальнейшего проживания. Щедро делилась своими знаниями с партнерами и клиентами.

Занималась благотворительностью, отдавала с чистым сердцем и радостью детскому дому саженцы роз и плодовые саженцы, а также овощи, фрукты. Помогала озеленять Балтабай, помогала ветеранам Великой Отечественной войны – финансово и по хозяйству – где нужно было что то сделать по участку.

 

 

Она всегда со слезами на глазах вспоминала свою любимую маму, «мамулечку», как она ее ласково называла, интересно рассказывала о своей семье.

На День Победы всегда привозила сладости и конфеты производства ее любимой фирмы «Рахат», особенно любила конфеты «Ананасные».

Любила играть с нами в минуты отдыха и обеденный перерыв «в дурака», радовалась, как ребенок, когда вешала нам «шохи».

Сейчас, конечно, уже нас мало осталось из той бригады, которая была. Уход Ольги Васильевны стал для нас неожиданностью и большой утратой. Не стало нашей Мамы, мы без нее осиротели! Мы всегда вспоминаем, что бы сказала она нам в той или иной ситуации, что бы посоветовала! Нам ее очень, очень не хватает! Мы всегда будем помнить Ольгу Васильевну, и она никогда не уйдет из сердца!

 


Вера Хвойна, управляющая питомником

 

Огромную память оставила после себя Ольга Васильевна. По всему городу, куда бы ни пошел, куда бы ни посмотрел, – скверы парки, газоны, развязки – все засажено нашими розами. Розы цветут даже на территории Софийского храма – все наши старые сорта. На территории храма князя Владимира радуют глаз Нок Ауты, любимые розы Ольги Васильевны…

 

А как продуктивно и интересно с ней работалось! Как весело и от души отдыхалось! Светлая память светлому человеку!

 

 


Алла Вадьковская

 

Отраженный свет

Ольгу Суздалеву видела один раз при скорбных обстоятельствах и не успела составить личное представление. Но моя подруга Наталья столько раз рассказывала мне о ней, что восполнила пробел. Для меня Ольга Суздалева – явление. Чего-то большого и щедрого, талантливого и урожайного.

Всегда радостно, когда встречаешь людей, которые украшают мир. О которых есть что сказать и которые украшают мир…

Ольга – рядом…

 


Асель Жусип, офис-менеджер

 

Скоро год, как мы, сотрудники КХ «Суздалева О.В.», осиротели без нашей Ольги Васильевны… По-другому и не скажешь. Для каждого из нас она была, как мама, всегда поддерживала, в любой ситуации относилась с пониманием.

Мое знакомство с Ольгой Васильевной началось в апреле 2008 года, когда я искала временную работу. Изначально пришла в компанию на пару месяцев, а осталась на все 15 лет. Я с семьей жила тогда на квартире, и хозяйка сказала, что в цветочный офис требуется помощник флориста, что работа посменная и платят каждый день. Условия меня устроили…

Я пришла в офис на Байзакова, меня встретила с красивой улыбкой Ольга Васильевна, которая сидела на своем неизменном месте. Познакомились, она объяснила мне фронт работ и через пару часов дала в руки 140000 тенге, отправив на Ауэзова за зеленью для букета. Я вышла из подвальчика удивленная. Иду и думаю: какой простой человек, знать меня не знает, а с такими деньгами отправила куда-то еще и на такси 200 тенге дала! Так и начался мой первый рабочий день в подвале у Ольги Васильевны Суздалевой.

С годами мы сроднились. Я потеряла маму, когда мне было 10 лет, а у Ольги Васильевны не была дочки, и она ко мне, как и к остальным девочкам, относилась по-матерински. Особенно мы стали близки последние четыре года, я приходила два раза в неделю, и мы очень скучали друг по другу.

Ольга Васильевна старалась помочь всем… Недавно ко мне позвонил житель села Балтабай, где находится наш питомник, попросил письма, которые мы писали в разные органы, когда судились с недропользователями, незаконно разрабатывающими карьеры. Сказал, что начали с ними судиться заново. В свое время Ольга Васильевна не жалела ни денег, не сил, чтобы помочь людям, проживающим в зоне бедствия. Нанимала самых лучших адвокатов, приглашала СМИ и интернет-каналы. Сейчас за этих людей никто не стоит горой, как стояла она, и им приходится очень тяжело. Они тоже осиротели.

Она любила заниматься благотворительностью: ежегодно отдавала в разные детские дома саженцы роз и плодовых деревьев, отвозила соленья, варенья, яблоки, сухофрукты. Приглашала детишек и в наш розарий развеяться… Была хлебосольной хозяйкой, встречала гостей на высшем уровне и всегда за изобильным дастарханом.

То, что Ольга Васильевна покинула нас внезапно, для нас всех стало сильнейшим ударом и большой потерей… До сих пор не могу смириться… В глубине души понимаю: ее нет, но не верится, кажется, что просто уехала куда-то на время… В свои 40 лет я потеряла вторую маму… Люблю, скучаю, буду помнить красивую улыбку…

Розы Ольги Васильевны Суздалевой украшают улицы многих городов Казахстана, России. Полыхают они и на просторах Бакинского бульвара. Ольгу Васильевну много лет будут помнить не только ландшафтники, но и все те люди, кто был с ней знаком. Невозможно забыть такого Великого человека!


УЛИЦА ОЛЬГИ СУЗДАЛЕВОЙ

 

Проект «Памяти Ольги Суздалевой» запущен.

Спасибо за воспоминания об Ольге Васильевне, которые вы нам присылаете. Сколько в них душевности, любви, светлой грусти!

 

Все материалы мы размещаем на страничке АОК и сайте. В перспективе, напоминаем, на основе ваших воспоминаний будет собрана электронная книга «Пока мы помним – ты жива». Это первая инициатива нашего проекта.

Присоединяйтесь!

 

Одновременно мы приступили к нашей ВТОРОЙ ИНИЦИАТИВЕ.

 

Подготовили письмо на имя акима Балтабайского сельского округа г-на Ж.С. Макыбаева с предложением о переименовании ул. Бостандык села Балтабай, где находятся родительский, производственный дома Ольги Суздалевой, а также ее питомник, в ул. имени О. Суздалевой.

 

Письмо отправлено 25 июля.

Ждем ответа.